Nobuyoshi Araki
Араки Нобуёси, наверное, самый известный японский фотограф в таком, весьма провокационном, жанре, который кто-то назовет порно, а кто-то эротическим искусством.
В его снимках - кричащая откровенность, но не пошлость; художественные образы и исследования потаенных уголков сознания; душевные переживания, выраженные метафорическим языком тела; красота на грани дозволенного и за ней.
Нобуёси Араки — суперстар в Японии. Это становится понятным, если проследить его путь по Синдзюку: девчонки визжат от восторга, гангстеры из Якудзы указывают на него пальцем, работяги застывают на месте от неожиданности. Ни один западный фотограф не может похвастаться такой популярностью. Жители Токио обожают Араки. Он — один из них, он их земляк, и тоже обожает их. Его работа это нескончаемая поэма о городе, где он родился и живет.
Его стиль довольно неординарен. Он является одним из первооткрывателей в таких направлениях, как бандаж-фотография, да и во многих своих работах он способен поднять весьма смелые идеи. Также в некоторых кругах его именуют "фотографом своей жены".
Родившись 25 мая 1940 года в Токио, в семье сапожника, Араки стал 5-м по счету ребенком, но не последним. У него есть три брата и три сестры, что довольно много для японской семьи. Свой первый опыт в обращении с фотоаппаратом он получил, когда отец на день рождение отдал ему свой.Сам Араки вспоминает об этом так:
" Первый свой снимок я сделал еще в начальной школе в пятидесятые годы во время школьной экскурсии. Мой отец был фотографом-любителем. Он подарил мне камеру, которая называлась Baby Pearl, и я взял ее с собой на экскурсию. Мне тогда нравилась одна девочка, я фотографировал ее и храм Исэ..."
С тех пор фотография увлекла Араки не на шутку. Поступив в колледж Тиба на инженера, он не забросил любимое хобби, а потому после его окончания вместо того, чтобы работать по профессиии, он был принят на работу в японское рекламное агентство Dentsu. В 1970г. Решает издать книгу "Xeroxed Photography Book". Книга вышла ограниченным тиражом и распространялась только в Японии. После выхода книги Араки решил распространить ее немного необычным способом. Помимо привычной рассылки своим друзьям и критикам, большое количество книг он отправляет наугад, просто открывая телефонный справочник и выбирая понравившуюся ему фамилию. Этим он заявил о себе.
Другим же значительным событием в его карьере стала свадьба с Йоко Араки в 1971 году, чуть позже Араки издает книгу Sentimental Journey, в которой были собраны лучшие фотографии его жены, снятые во время их медового месяца. Впоследствии Уоко не раз мелькает на фотокарточках знаменитого фотографа, порой, в самых смелых образах. Недаром одно из прозвищ Араки - "фотограф своей жены".
В 1972 году Араки уходит из Dentsu и стартует самостоятельную карьеру. И если ранее он преимущественно занимался раскруткой известных личностей, то теперь он предоставлен сам себе ився его деятельность отныне связана с его желанием донести свои идеи, мысли и переживания до людей.
Кстати о идеях. Когда Араки говорит о фоторгафии, то нередко ассоциирует фотокарточки со смертью. Сам он говорит об этом так:
"Превращение динамики в статику — своего рода смерть. Камера, фотография — все это призывает смерть. Я думаю о смерти, когда снимаю, и это видно в отпечатках. Пожалуй, это восточное, буддистское мировоззрение. Для меня фотография есть нечто, проявляющее меня самого через объект моей съемки. Фотография с самого начала была обречена на работу со смертью. Реальная жизнь — в цвете, но ранняя фотография обесцвечивала жизнь, превращала ее в черно-белый снимок. Цвет это жизнь, ч/б — смерть. Дух смерти проник в фотографию с самого начала." (с) Араки
В 1979 году Нобуеси Араки уезжает из Японии и отправляется в Нью-Йорк для открытия шоу "Japan: A Self-Portrait" при поддержке Международного Центра Фотографии. Так же в этот год в журнале "SM Sniper" публикуется его первая серия бандаж-фотографий. Для того времени подобные проекты считались поистине скандальными, но этим фотограф лишь приобрел еще большее количество почитателей.
В 1981 Араки решается открыть собственную компанию, которую называет "Araki Limited Company", через пару лет ему удается создать свой собственный стиль слайд-шоу, под названием "Arakinema", для которого он использовал два проектора. Его интерес к слайд шоу неслучаен. Желая преодолеть статичность и некую мертвенность фото, многие фотографы начинают снимать кино. Араки же нашел выход из этой утопии именно благодаря данному проекту:
"...Любой снимок убивает звуки и слова, я же хочу их вернуть фотографиям. Кинематография близко подходит к этому, но обычно фильмы, снятые фотографами, это лишь иной способ показа фотографий. Фотограф использует кино для придания живости фотографиям. Даже когда Франк, Кларк или Кляйн пробуют себя в кино, я сомневаюсь, что из них получаются настоящие кинематографисты. Они так и остаются фотографами, но фотографами, которые демонстрируют свои снимки в виде кинофильмов..."
О своем проекте он отзывается так:
"В «Аракинема» мы показываем слайды сразу двумя проекторами так, чтобы снимки «наезжали» друг на друга. Что делает «Аракинема» убедительным - это определенная чувственность образа, создаваемого двумя наложенными друг на друга изображениями. Мои отношения с объектом съемки очень важны для меня. Я ценю эти пространственно-временные взаимоотношения с моделью во время работы, и чем чувственнее получаются фотографии, тем лучше. И когда я смешиваю старые фотографии с новыми, могут проявляться неожиданные образы. Когда я снимаю, я работаю с моделью, когда я показываю им фотографии, они взаимодействуют друг с другом. И ко всему этому прибавляются еще отношения со зрителем..." (с) Араки
Араки, в первую очередь, известен как скандальный фотограф. Его любовь в съемке в стиле ню(как это принято называть сейчас), а также внедрение некого эротического или даже порнографического подтекста даже в фотографии обычных цветов вызывала резкое недовольство со стороны сторгой японской цензуры, а значит и со стороны власти.
"Однажды полиция пришла на мою выставку, но меня там не оказалось. Можно сказать, что мне тогда повезло, так как меня немедленно бы арестовали. Они забрали галеристов. Это была выставка «Записки фотомана» в апреле 1992 года. Мы установили там огромный «лайтбокс», на котором показывали 1500 слайдов в формате 35 мм, то есть они были очень маленького размера, и восемь из них демонстрировали половые органы. Полицейские просмотрели каждый слайд через лупу." (с) Араки
27 января 1990 Йоко Араки умирает. Чтобы увековечить ее память Нобуеси Араки издает книгу Winter Journey с фотографиями ее последних дней жизни. Но, несмотря на всю свою скорбь, он продолжает работать и фотографировать и по сей день. Однако, почитатели и критики работ Араки стали отмечать некий оттенок трагичности в последующих его фотографиях
Сейчас Нобуеси Араки - фотограф, за плечами которого огромное количество работ, признание не только в Японии, но и во всем мире. И пускай для нашего времени его фотокарточки не являются столь шокирующими и грандиозными, отрицать его мастерство довольно сложно.
Несколько интересных фактов о фотографе:
- За всю свою жизнь Араки выпустил 350 книг, и до сих пор выпускает не менее одной книги в год. Его называют самым продуктивным художником, который только был, есть и будет жить в Японии.
- Большая часть его фотографий снята в стиле ню или являются откровенной эротикой, некоторые даже называют ее порнографией. Тем не менее его книги с фотографиями пользуются огромной популярностью, особенно Sentimental Journey, Tokyo Lucky Hole и Shino.
- Нобуеси Араки поучаствовал в работе над японским аниме Brain Powerd.
- Об Араки даже был снят фильм Arakimentari, 2005 года. Его режиссером стал известный в Японии Travis Klose.
- Любимые темы для фотографирования - цветы, дети и женщины.
- Араки работал со многими знаменитостями, с Леди Гагой, например.